Распространенные вопросы по учетной политике

Подсказки по ведению учетной политики в строительных организациях

С недавних пор налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок ведения налогового учета в учетной политике, после чего утверждает его приказом руководителя. Налоговые инспекции и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому (). В связи с нововведениями у представителей как строительных, так и иных организаций довольно часто возникают связанные с ними вопросы. Наиболее важные из них рассмотрены в нашей сегодняшней заметке.

Какой документ регулирует бухучет строительных организаций?

Как сообщают эксперты справочно-правового веб-сервиса «Норматив», с 01.01.2013 г. основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает . Обязанность формирования своей учетной политики (совокупности способов ведения бухгалтерского учета) прописана в статье 8 Закона N 402-ФЗ. В свою очередь, пункт 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ определяет возможность организаций самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Какой способ ведения бухучета годится?

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Так как федеральные и отраслевые стандарты пока не утверждены, то можно спокойно руководствоваться пунктом 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ (правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином Российской Федерации до 01.01.2013 года), ведь это . 

Это означает, что строительные фирмы при ведении бухгалтерского учета по-прежнему могут руководствоваться действующими Положениями по бухгалтерскому учету, Методическими рекомендациями по учету конкретных объектов, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.

Какие документы и нормы определяют порядок учета доходов и расходов?

Особенностью строительной деятельности признается длительный цикл производства, ведь большинство объектов возводится в рамках длящихся договоров, что не может не сказываться на порядке учета доходов, расходов и финансовых результатов строительных фирм.
В настоящий момент все коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, учет своих доходов и расходов ведут в соответствии с общими правилами, установленными:

  • Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 г. N 32н;
  • Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 г. N 33н.

Этими же нормативными документами бухгалтерского учета можно пользоваться и строительным фирмам. В части же договоров строительного подряда долгосрочного характера — нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 24.10.2008 г. N 116н. 

Как отражать способ признания выручки?

В пункте 13 прописано, что в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные названным пунктом. Если в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, подрядчиком применяются разные способы признания выручки, то это в обязательном порядке также отражается в учетной политике. Кроме того, здесь же имеет смысл закрепить условия выполнения таких работ.

Можно ли пользоваться унифицированными формами первичной учетной документации?

Так как пользоваться унифицированными формами первичной учетной документации не запрещено, то строительная фирма вправе применять привычные типовые формы бухгалтерской документации. Формы первичных учетных документов определяет руководитель организации по представлению главного бухгалтера и закрепляются в учетной политике организации.

Стоит отметить, формы документов, применяемые для учета работ в строительстве, утверждены . В перечень унифицированных форм по строительству вошли формы N КС-6, N КС-11, N КС-14, которые были утверждены ранее Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30.10.1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

Так как унифицированные формы существуют не по всем возможным операциям, осуществляемым в строительстве, часть форм придется разработать самим и закрепить их использование в своей учетной политике.

Например, подрядной строительной организацией могут быть разработаны и утверждены, в частности, следующие документы:

  • Для признания выручки «по мере готовности» в соответствии с нормами ПБУ 9/99 (документ фиксирует стоимость работ, выполненных за отчетный период);
  • Для отчета перед заказчиком за предоставленные им материалы (если договором строительного подряда обязанность по обеспечению строительства материалами, возложена на заказчика);
  • Для подтверждения передачи законченного строительством объекта инвестору и завершения инвестиционного проекта (если подрядчик совмещает функции заказчика, что допускает Федеральный закон от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной Деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Как правило, такой документ составляется в дополнение к формам N КС-11 и N КС-14.

Если информация на странице
была актуальна для вас,
поставьте лайк!

Лайк этому месту! Лайк этому месту! Лайк этому месту!