На портале Госуслуги был создан раздел где все обладатели учетных записей на этом сайте могут узнать, какие электронные подписи были оформлены на их имя.
Электронные подписи (ЭП, также могут сокращаться как ЭЦП), содержащие имя пользователя, вернее, их сертификаты отныне можно увидеть на Госуслугах в личном кабинете. На портале можно получить данные по поводу сертификатов ЭЦП, включая как действующие, так и недействующие. Среди выдаваемых реквизитов серийный номер, период действия, а также удостоверяющий центр, в котором был оформлен данный сертификат.
Помимо этого портал направляет пользователям сообщения относительно действий с оформленным на его имя сертификатом ЭЦП. Это происходит, если этот сертификат был выпущен либо если с его помощью был произведен вход в аккаунт на Госуслугах, а также если в ближайшем будущем закончится период его действия. Эти сообщения могут поступать на электронную почту пользователя либо как смс на его мобильное устройство, при этом система использует информацию, содержащуюся в профиле.
С какой целью на портале Госуслуги производят проверку производят проверку электронной подписи
Проверка сертификата потребуется, если пользователь полагает, что другое лицо могло получить его вместо него. В частности, подобное может произойти, если пользователь некоторое время назад утратил собственный паспорт либо если он по неосторожности отослал его скан на сайт, не внушающий доверия. В таких ситуациях другое лицо может воспользоваться сведениями, содержащимися в этом документе, в недозволенных целях.
На Госуслугах можно увидеть, что иное лицо выпустило сертификат на имя пользователя. В таком случае у пользователя существует право отозвать этот реквизит, чтобы злоумышленники не смогли извлечь из него выгоды.
Специалисты отмечают, что использование электронной подписи предполагает все меньший риск. Отныне рядовые пользователи могут противодействовать злоумышленникам, для этого им уже не требуется помощь регулятора или удостоверяющих центров. Любой человек получит от системы Госуслуг извещение относительно неизвестного сертификата, после чего у него возникнет право его отозвать. В результате нарушитель не сможет извлечь выгоду из этой ситуации.
Порядок действий при проверке ЭЦП на Госуслугах
Чтобы произвести проверку сертификатов электронной подписи, необходимо располагать собственной учетной записью на Госуслугах, подтвержденной в надлежащем порядке. Пользователю требуется зайти на портал и далее в свой личный кабинет в системе. После этого ему нужно нажать на собственное имя и на экране появится относящееся к его учетной записи меню, в котором потребуется кликнуть на ссылку «Настройки и безопасность». Система переведет пользователя на новую страницу, на которой следует открыть раздел «Электронная подпись». Здесь можно увидеть все сертификаты, оформленные на его имя. Данный раздел доступен исключительно на портале, но не в приложении для мобильных устройств.
Когда в разделе указаны сертификаты, которых сам пользователь не оформлял, это тревожный сигнал. В первую очередь пользователю, если он работает по найму, необходимо узнать, не запросил ли его работодатель этот реквизит, такую информацию можно получить у руководителя либо бухгалтера или иного работника, который занимается электронными подписями. Если ответ отрицательный, то весьма вероятно, что такой сертификат незаконным образом оформил злоумышленник. В этой ситуации его требуется отозвать, в результате подпись утратит силу, и выгоды из нее мошенники не извлекут.
Чтобы произвести отзыв сертификата, необходимо обратиться в выпустивший его удостоверяющий центр. Весьма вероятно, пользователю потребуется лично посетить офис УЦ, захватив с собой паспорт и по прибытии составить заявление на предмет отмены сертификата. После этого он будет отозван в пределах 12 часов. Установить, что это произошло можно, зайдя на сайт УЦ, где каждый день размещается список сертификатов, которые были отозваны.
В единичных случаях система выдает ошибки. В частности, существующий сертификат может не отобразиться при проверке с помощью сервиса. О такой ситуации имеет смысл известить службу поддержки портала, которая устранит эту проблему.
Если вы до сих пор не обзавелись электронной подписью, вы можете сделать это у нас. Оформите этот реквизит, чтобы заниматься бизнесом, отправлять отчетность, заключать сделки в электронном виде либо участвовать в торгах.