О том, как проходят проверки и где вскоре можно будет смотреть их результаты в режиме онлайн
Результаты внеплановых и плановых проверок станут доступны всем
На прошедшей в начале октября встрече о совершенствовании государственного контроля была поддержана идея о совершенствовании электронного реестра проверок предпринимателей. В настоящее время Генпрокуратура РФ уже ведет , но инструмент нуждается в совершенствовании. Предполагается, что в отличие от имеющегося сейчас плана проверок в реестр попадут все мероприятия контрольных органов — как плановые, так и внеплановые. Кроме того, в реестр будут заносить все результаты проверок, эта информация станет общедоступной. Сейчас этого нет, и узнать результаты проверок можно только по запросу в Генпрокуратуру или контрольный орган.
Оператором ведения единого реестра должна стать Генпрокуратура и контрольные органы, которые станут заносить в него всю информацию о результатах проверки, принятых мерах по итогам ее проведения, о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, его исполнении или неисполнении. Внесение документа в Госдуму ожидается в октябре. Предварительный срок начала работы реестра — 1 июля 2015 года.
«Выбираем» ревизоров
Как сообщают эксперты справочно-правового сервиса «Норматив», при осуществлении проверки в помещении предпринимателям следует обратить внимание на фактический состав проверяющих лиц, который должен соответствовать указанному в решении о проведении проверки. В случае несоответствия данного списка предприниматель на законных основаниях вправе «отсеять» контролеров, изъявивших желание попасть на его территорию с целью проверки. Встречаются случаи, когда проверку налогоплательщика проводят лица, не указанные в решении о ее проведении, и в дальнейшем акт по ее результатам ими не подписывается. В этом случае доказать превышение полномочий контролеров, выразившееся в нарушении порядка проведения проверки, после ее окончания весьма проблематично. Как правило, последствия отказа в допуске на территорию налогоплательщика лиц, не указанных в решении, являются менее «болезненными» для хозяйствующего субъекта, нежели те, которые может повлечь за собой проверка более квалифицированного специалиста.
Вместе с тем принципиально и без разбора отказывать в доступе на территорию предпринимателя всем проверяющим, в том числе указанным в решении о проведении проверки, неправомерно.
Регламент проверки
Что касается алгоритма проведения проверки, важно обратить внимание на следующие пункты:
- выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам ();
- предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 НК РФ);
- в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ;
- срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (пункт 8 статьи 89 НК РФ).
- в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (пункт 4 статьи 89 НК РФ);
- налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пункт 5 статьи 89 НК РФ);
- налоговые органы не вправе проводить более 2 выездных проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»), о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения;
- Пункт 6 статьи 89 НК РФ регламентирует, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2008 г. N А19-4888/07-Ф02-4219/08 по делу N А19-4888/07, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.01.2009 г. по делу N А12-12024/2008-С26).
Обратите внимание, отказ предпринимателя от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, в соответствии с которой предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (пункт 4 статьи 93 НК РФ).
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ («Выемка документов и предметов»).