Концепция продвижения в маркетинге «Jobs to be done»

Популярная концепция под названием «Jobs to be done» позволяет продвигать свой товар в маркетинге. Она дает вам возможность определить в каких товарах и услугах нуждается целевая аудитория. В данной статье расскажем, что влияет на решение клиента о покупке и как устроить свой товар на работу к потребителю.

Что такое «Jobs to be done»

Концепция строится на трех базовых элементах: контекст, желание и цель. Данная концепция полезна к применению в достаточно широком сегменте бизнеса. Представители малого, среднего и крупного бизнеса могут успешно внедрить принципы данной концепции в свои бизнес-процессы. Кроме того, методика JTBD находит свое применение у большого числа специалистов разных профилей. Прежде всего она выгодна тем, кто занимается разработкой продукции. Чтобы успешно применять концепцию JTBD на практике, важно понимать потребности и видение вашей целевой аудитории. «Jobs to be done» способна повысить эффективность бизнеса следующими способами:

  • Актуализировать имеющийся ассортимент товаров. Расширить перечень продукции, а также модернизировать уже имеющиеся товары;
  • Формировать новую продукцию. Концепция позволяет создавать товары, максимально отвечающие потребностям вашей аудитории;
  • Создавать и корректировать маркетинговую стратегию компании. Методология данной концепции позволяет анализировать данные, проводить методологические исследования и формировать сообщения, которые точно подойдут вашим потенциальным клиентам. Благодаря правильному посылу можно продемонстрировать, как приобретённый товар способен решить проблемы покупателя и справиться с его болями. Это позволит актуализировать имеющиеся данные о клиентах;
  • Отстранение от конкурентов. Вы сможете соперничать не только с продавцами в аналогичных нишах, но и с косвенными конкурентами;
  • Взаимодействие с аудиторией. Поддержание постоянной взаимосвязи с потребителем повышает уровень лояльности целевой аудитории.

В чем разница между JTBD и сегментированием?

Основной целью сегментирования является выявление целевой аудитории, а JTBD преследует цель понять, чего хочет клиент, какие у него потребности. Так, по итогам сегментации эксперты получают портреты своих возможных покупателей. JTBD позволяет выявить потребности целевой аудитории.

Таким образом, концепция позволяет получить следующие результаты:

  • Кто из клиентов нуждается в работе;
  • Что сподвигло возникновение желания;
  • На кого раньше была возложена эта работа;
  • Почему необходимо закончить работу;
  • Каков будет результат.

Подходы концепции

Jobs to be done предлагает два подхода. Каждому из них присуще собственное видение работы:

  • Jobs-As-Activities (Работа как деятельность) — предполагает, что в центре стоит не результат, а сам процесс работы. То есть товар нанимают на работу, чтобы использовать его в процессе деятельности. Данный подход находит свое отражение преимущественно в сфере B2B;
  • Jobs-As-Progress (Работа как прогресс) — данный подход придерживается мнения, что работа, на которую берут продукт, выполняется для того, чтобы повысить уровень жизни потребителя. Поскольку большая часть решений о покупке того или иного продукта делается в эмоциональном порыве, данный подход чаще всего используется в B2C.

Не обязательно придерживаться одного подхода. Можно внедрить в свои бизнес-процессы сразу оба инструмента, даже если речь идет о разработке одного продукта. Каждый подход используется для продвижения товара среди определенной целевой аудитории.

Основные инструменты концепции

Инструментами данной методики служат различные способы обратной связи с клиентом. Ведь именно это позволяет узнать, почему клиенты выбирают тот или иной товар. Наиболее распространенным инструментом JTBD является интервью.

Чтобы успешно провести интервью, придерживайтесь нескольких простых правил:

  • Подготовьте несколько гипотез заблаговременно. Впоследствии они будут либо приняты, либо отвергнуты;
  • Сформируйте несколько открытых вопросов. Они позволят понять стимул;
  • Поинтересуйтесь о предыдущем опыте;
  • Узнайте, какие эмоции испытывал клиент.

Записывайте всю полученную информацию. В будущем она поможет вам провести анализ и дать оценку развитию продукта. Наиболее эффективным методом понимания способов взаимодействия продукта с конечным потребителем является проведение глубинного интервью.

Как использовать JTBD в бизнесе

Для применения данной концепции на практике нужно выполнить следующие действия:

  • Поиск конкурентов. Конкуренты делятся на три категории:
    • Прямые — предлагающие такие же или аналогичные товары и услуги, например, обычный или электрический чайник;
    • Вторичные — предполагают другие методы достижения необходимого результата. Например, вторичным конкурентом духовки будет аэрогриль;
    • Косвенные — товары, предлагающие иной метод достижения цели. Например, вместо духовки это может быть поход в ресторан.
  • Анализ конкурентов. Изучите методы работы и способы достижения цели. Как они продвигают свой товар, как организуют рабочий процесс и так далее;
  • Выявление мотивации к покупке. Как правило, существует четыре основных стимула: недовольство клиента какой-либо ситуацией, привлекательность нового варианта, боязнь изменений, привычка к имеющемуся решению;
  • Изучение проблемы клиента. Для этого нужно сформулировать гипотезу. Это можно сделать с помощью метода Job story;
  • Придумать и реализовать свое решение.

Наиболее распространенные ошибки в методике

  • Ориентирование на позиционирование. Важно реально выявлять нужды клиентов, а не подгонять их под свои предположения;
  • Некорректные вопросы на интервью;
  • Превознесение своего продукта;
  • Неверно подобранная работа.

Если информация на странице
была актуальна для вас,
поставьте лайк!

Лайк этому месту! Лайк этому месту! Лайк этому месту!