Два наиболее распространенных конкурентных способов выбора поставщика- конкурс и аукцион. В целом, алгоритм их проведения имеет много общего. Однако, имеются существенные различия в процессе выбора поставщика. Разберем их подробнее в статье.
Понятие аукциона
Аукцион представляет собой популярный способ выбора поставщика на конкурсной основе. Заказчик проводит аукцион и среди откликнувшихся выбирает того, кто предложил наиболее выгодную цену выполнения заказа и грамотно составил заявку на участие. Различают несколько разновидностей аукционов:
- открытие и закрытые;
- для госзакупок;
- онлайн или бумажные.
Бумажные аукционы используются только в случае проведения аукциона на секретную продукцию. Естественно, аукцион проводится в закрытом виде, а информация о нем не публикуется на ЭТП.
Что касается остальных торгов, они проводятся онлайн, поэтому для участия в них понадобится электронная подпись.
Особенности проведения аукциона полностью зависят от типа финансовой организации, которая его проводит.
Где публикуется информация об аукционе
В соответствии с правилами проведения аукционов по 44-ФЗ и 224-ФЗ, вся информация об открытых торгах публикуется в ЕИС и на соответствующих торговых площадках.
Этапы проведения аукциона
Проведение открытого аукциона проводится в следующей последовательности:
- подача заявок от поставщиков;
- процесс торгов с предложениями от поставщиков;
- анализ поступивших заявок и итоги конкурса.
Что включает в себя заявка на аукцион?
В соответствии с актуальными правилами, в состав заявки на аукцион должны входить следующие документы:
- решение, подтверждающее масштабную сделку
- документация соответствия;
- декларация соответствия;
- реквизиты;
- описание продукции;
- данные о происхождении.
Все сведения, за исключением ИНН и декларации заказчик получает от ЭТП.
Определение конкурса
Как и аукцион, конкурс представляет собой способ проведения закупки на конкурентной основе. Однако, в отличии от аукциона, участники конкурса предлагают заказчику не только наиболее выгодную цену исполнения обязательств по контракту, но и другие аспекты, например доставка или рейтинг товара. За это поставщики получают баллы, которые впоследствии суммируются.
Разновидности конкурсов аналогичны разновидностям аукционов.
Где публикуется информация о конкурсе?
Как и в случае с аукционами, для публикации информации о проведении конкурса можно использовать любую из 8 государственных площадок. Также допускается использование других онлайн-площадок для коммерческих фирм. Если конкурс закрытый, публиковать ничего не нужно. Участники получат персональные предложения от заказчика.
Процесс проведения конкурса
Конкурс включает в себя большее количество этапов, чем аукцион:
- подача заявок на участие;
- процесс рассмотрения половины заявок членами комиссии;
- переторжка заказчика с поставщиками;
- процесс рассмотрения комиссией второй половины заявок;
- финальное рассмотрение ценовых предложений участников;
- подсчет результатов.
Что входит в заявку на конкурс?
Данную заявку составляют три части.
Первая часть:
- характеристика продукции и товарный знак;
- место происхождения продукции;
- экологическое описание при необходимости;
- чертежи и эскизы при необходимости.
Вторая часть:
- решение на заключение масштабной сделки;
- документация соответствия;
- декларация соответствия;
- реквизиты поставщика;
- подтверждение проф. Подготовки и уровня квалификации поставщика.
Третья часть включает в себя стоимость, обозначенную участником за выполнение контракта. Без учета «переторжки» учитывается цена, указанная в данном пункте.
По каким параметрам определяют победителя?
В извещении о проведении конкурса госзаказчик устанавливает определенное количество критериев для оценки и прописывает какое количество баллов можно получить.
В качестве одного из критериев всегда выступает цена, а остальные каждый заказчик определяет лично исходя из своих потребностей. Это могут быть, например: статус предприятия или стоимость технического обслуживания.
В чем разница между аукционом и конкурсом?
Всего существует 4 отличия между этими типами проведения торгов:
- критерии оценивания. В аукционе участники оцениваются по ценовому предложению, а в конкурсе по набранному количеству баллов.
- количество этапов. В отличии от аукциона проведение конкурса подразумевает более длительный алгоритм.
- временной фактор. В связи с большим количеством этапов и более сложными критериями оценивания, проведение конкурса занимает более длительный период, чем проведение аукциона.
- требования к заявке на участие. Конкурс подразумевает большее количество требований, чем аукцион.
Преимущества и недостатки конкурса по 44-ФЗ
Основным плюсом проведение конкурса в отличии от аукциона является минимальный риск демпинга. Поскольку конкурс подразумевает предложение финального ценового предложения, длительные торги становятся невозможными.
Также существенным преимуществом конкурса является низкий процент недобросовестных участников. Это связано с высокими требованиями к квалификации и документации.
Главным минусом является то, что новым фирмам крайне сложно выдержать натиск конкурентов в данном виде торгов.
Преимущества и недостатки аукциона по 44-ФЗ
Одержать победу в аукционе в разы проще чем в конкурсе ввиду более легкой процедуры проведения: отсутствия балл ной системы и множества этапов проведения. Несомненно, для поставщиков это является преимуществом. Однако, не гарантирует настолько тщательного подбора исполнителя, как в случае с конкурсом.
Основным недостатком данного способа является возможность наткнуться на ненадежного исполнителя и демпинг. А также не редки случае, когда на торгах принимают участие формальные кандидаты, чтобы сбить стоимость.