Правительство РФ в следующем 2019 году вводит маркировку на целый ряд товаров, в том числе на табачную продукцию. Цель таких нововведений — сделать максимально прозрачным движение товаров от производителя к конечному потребителю. Это позволит защитить потребителей от подделок и фальсификата.
В связи с нововведениями предприятиям розничной торговли, независимо от их размеров и объёмов продаж, необходимо провести определенную подготовку к началу работы в новых условиях.
Понятие маркировки
Под маркировкой подразумевается нанесение при производстве на каждую единицу товара (упаковку или ярлык) цифрового кода DataMatrix, являющегося уникальным.
ФНС и Минпромторг планируют использовать нацсистему «Честный знак», чтобы осуществлять контроль всего, что касается маркированных товаров и прослеживания их движения. Специальные электронные программы для мониторинга создаются для каждого вида товаров. Разработкой и тестированием этих программ занимается ЦРПТ. Уже сегодня находится на стадии экспериментального тестирования программа по табаку.
Переход табачной розницы к новым правилам
Поскольку эксперимент по табаку уже стартовал, то уже сегодня маркированный табак есть в продаже. Организации розницы могут по собственному желанию присоединиться к эксперименту, и часть организаций так и сделали. А вот с 1 марта 2019 маркировка табака станет обязательной, соответственно, и работать по новым правилам обязаны будут вся розница.
План мероприятий и действий, которые необходимо выполнить организациям и ИП, имеющим в своём ассортименте табак.
- Зарегистрироваться в инфосистеме МОТП. Обязательное условие регистрации и дальнейшего взаимодействия с ИС МОТП — наличие усиленной КЭП.
- Выполнить подключение к системе ЭДО, имеющей юридическую значимость. ЭДО потребуется для обмена между контрагентами документами о поставке табака. После того, как документ подписывается в электронном формате с обеих сторон, он будет поступать в МОТП. На его основании будет фиксироваться факт передачи товара, то есть отгрузка. Речь идет о фиксировании каждого нанесенного на товар кода.
- Купить 2D-сканер, с помощью которого во время продажи табака кассир будет считывать код с упаковки.
- Провести соответствующее обновление кассового оборудования. Касса должна передавать данные через ОФД в ИС МОТП.
Санкции, предусмотренные за нарушения
До 1 марта 2019 года санкции и штрафы даже при допущенных ошибках не применяются. Поэтому тестовый период — отлична возможность не просто подготовиться, но и полностью освоиться в работе по новым правилам.
С момента вступления в действие новых правил за нарушение предусмотрены конфискация и штраф, а именно: за оборот табачной продукции без маркировки или с ненадлежащей маркировкой для юрлиц штраф составит 200 — 300 тыс. рублей, для ИП — 10-15 тыс. рублей.
Однако на сегодня эксперты подчеркивают, что в существующей редакции закона под маркировкой пока имеется в виду нанесение на упаковку табачных изделий акцизной марки. С 1 марта 2019 года будет введен новый термин непосредственно для кодов DataMatrix — «электронные средства идентификации».