Меню

Что делать если покупатель неблагонадежный?

Щекотливая тема отношений между компаньонами, когда поставщик доставил товар, а покупатель впоследствии отказывается подписывать электронные накладные о получении. В такой ситуации оказываются многие предприниматели в силу не зависящих от них обстоятельств.

Новости Контур Центр

Что делать если покупатель неблагонадежный?


Щекотливая тема отношений между компаньонами, когда поставщик доставил товар, а покупатель впоследствии отказывается подписывать электронные накладные о получении. В такой ситуации оказываются многие предприниматели в силу не зависящих от них обстоятельств.


Предприятия, которые ведут документацию в бумажном виде, как правило, подписывают накладные непосредственно при отгрузке товара, чем подтверждают его получение. При электронном документообороте могут возникнуть обстоятельства, при которых подписание электронной накладной невозможно (отсутствие компьютера, связи Интернет или электронной подписи)

С вопросом «Как вести себя в подобной ситуации?» мы обратились к руководителю юридической компании «Частное право» юристу Виктору Рассохину.

На чьей стороне закон?

Подписать документ о передачи и получении товара обязаны обе стороны независимо от того бумажный это вид документа или электронный. При уклонении от подписания накладной покупателем, поставщику нужно быть настойчивее, иначе у него не будет доказательств передачи поставленной продукции. Сделка о доставке товара будет недействительной, поскольку нет правильно оформленного документа. Ссылаясь на статью 458 ГК РФ поставщик может остаться «с носом» если не сможет доказать свою правоту.

Гарантией оплаты за товар служит подписанная накладная обеими сторонами. В случае возникновения спорных вопросов о поставке документ о передаче является неоспоримым доказательством в получении товара покупателем. Оспорить можно только подписи неуполномоченных лиц, согласно договора о поставках.

Доказательством в суде совершения купли-продажи может служить УПД, подписанный всеми сторонами сделки. Юридическую силу имеет как бумажный, так и электронный вид. При содержании в накладной только подписи поставщика это указывает о намерении поставки, но не саму поставку товара. Если подпись только покупателя — означает получение товара от поставщика. Поэтому в процессе купли-продажи документы нужно оформлять правильно согласно требованиям Закона.

Гарантия подтверждения доставки без электронного документа

Как говориться: «на честном слове бизнес не построишь», поэтому поставщику необходимо быть максимально подготовленным к разным ситуациям. Чтоб не попасть впросак с товаром при себе всегда должны быть бумажные бланки накладных. В обстоятельствах, не позволяющих распечатать электронную накладную при доставке продукции, вручную заполняется и подписывается временный бланк в двух экземплярах (по экземпляру для каждого участника). Он служит подтверждением поставки товара до замены его на электронный документ.

При заключении договора или внесение дополнений желательно добавить пункт о преимуществе электронного вида документа над бумажным. Наличие этого уточнения требует соблюдения строго учета даты и времени получения товара. Благодаря этому при спорных вопросах о нарушении условий соглашения исключаются разночтения требований договора.

При разрешении возникшего спора в суде приоритет имеет электронный документ. Накладная на бумажном бланке не лишена юридической силы, но статус ее (при наличии электронного) относится к второстепенным доказательным документам и является лишь дополнением к электронной накладной.

Ответственность контрагентов: что важно?

В ситуации, когда продукция поставляется третьим лицом — транспортной компанией, нужно заключать трехстороннее соглашение с подробным описанием прав и обязанностей каждой стороны. Например, для приема товара покупателю требуется определенное время для проверки качества, количества, содержания доставленного товара. Только после проверки товара он сможет подписать документы. В свою очередь перевозчик должен знать затрачиваемое время на доставку и отгрузку продукта. Поэтому контрагенты должны заранее оговаривать затрачиваемое время на доставку и прием товара.

Важно не упустить в договоре ответственность всех участников сделки за нарушение условий заключенного соглашения. Например, как урегулировать ситуацию при отказе покупателя принимать продукцию или по какой причине он может отказаться от нее. В договорах нужно учитывать все возможные варианты споров.

Электронная накладная, как доказательства в суде

Ситуация зашла в тупик: электронная накладная подписана покупателем, товар ним принят, но он стоит на своем и отпирается, что никаких документов и товара не видел, платить ему незачто. Тогда единственное правильное решение — идти в суд. Для того, чтоб подтвердить подлинность электронной накладной истец может подключиться к сервису Контур.Диадок и оставить заявку на подтверждение в ЭДО. Ответом на заявку будет официальное письмо о подтверждении формирования электронной накладной, которое имеет юридическую силу. Суд принимает этот документ, как весомый аргумент.

К примеру: постановление федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.08.2010 по делу № А43-5226/2010, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.07.2017 № Ф09-3929/17 по делу № А76-18725/2016, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2017 № Ф05-3750/2017 по делу № А41-19529/2016, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2017 № Ф05-3750/2017 по делу № А41-19529/2016.

Специалисты Контур.Диадок могут быть участниками судебного процесса пользователей ЭДО в качестве независимой стороны и подтвердить весь процесс формирования электронного документа: сдачу, принятия, подписи.


Последние новости


Нет времени разбираться?
Отправь заявку!